Определение платы за горячее водоснабжение

Защита ответчика в суде
Защита ответчика в суде
Расчет коммунальных услуг
Расчет коммунальных услуг на общедомовые нужды
Защита ответчика в суде
Защита ответчика в суде
Расчет коммунальных услуг
Расчет коммунальных услуг на общедомовые нужды
Определение платы за горячее водоснабжение

Новый порядок определения размера платы за ряд коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, вступил в силу 01.01.2017. Для этого соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс. Новым порядком предусмотрено включение платы за коммунальные услуги в состав общей платы за содержание жилых помещений.

Изменения в действующем законодательстве породили ряд вопросов относительно расчета стоимости коммунальных услуг, в частности горячего водоснабжения. На этот счет Минстрой в рамках своей компетенции дал подробные разъяснения. Они приведены в письме министерства №9268-ОО/04 (22.03.2017).

Среди важных моментов следует выделить принцип тарификации (то, как определяются нормативы потребления коммунальной услуги), особенности взаиморасчетов с поставщиками при использовании общедомовых приборов учета, соотношение размера платы за коммунальные ресурсы с нормативами потребления.

Включение расходов в плату за содержание дома

В указанном выше письме Минстрой поясняет, что при буквальном толковании нормы законодательства, касающейся регулирования нормативов потребления коммунальных ресурсов и размеров фактических расходов потребителей, возможна ситуация, когда размер расходов оказывается меньше, чем фактический норматив потребления. Это возможно при использовании общедомового оборудования для учета. Наличие коллективного счетчика позволяет оплачивать коммунальные услуги не по нормативам, а по факту потребления. Что касается фактического объема услуг, потребляемых на общие нужды, его расчет осуществляется по простой формуле. Фактический объем вычисляется как разница показаний общедомового прибора учета и суммы показаний всех установленных в многоквартирном доме индивидуальных счетчиков.

Отдельно следует отметить правовой вопрос включения расходов в плату за содержание дома. Включение носит первоначальный характер. Соответственно, решение общего собрания жильцов для этого не требуется.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и последующее их использование при определении фактических расходов

Согласно действующему законодательству (Постановление правительства №1498, 26.12.2016), до 1.06.2017 во всех субъектах РФ органами государственной власти должны быть утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды. Данные нормативы будут учитываться в целях определения расходов на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

После утверждения нормативов размер платы за ресурсы должен коррелировать с их размерами. Что это означает в практической плоскости? Минстрой поясняет следующее. После утверждения нормативов размер платы за ресурсы в многоквартирных домах не может превышать существующих нормативов потребления. Следует отметить, что такие нормативы могут отличаться в разных субъектах РФ.

Комментарии в письме Минстроя даны и насчет использования общедомовых приборов учета. Планируется закрепить нормы их применения в ЖК РФ.

Что касается порядка утверждения размера платы за коммунальные ресурсы, действующим законодательством предусмотрен его ежегодный пересмотр. Соответственно, размер платы утверждается раз в год. Возможны и более частые пересмотры размера платы за ресурсы. Для этого необходимо указание соответствующих норм в действующем договоре управления.

Итак, размер платы за коммунальные ресурсы, включаемый в плату за содержание дома, определяется (если иное не установлено договором управления, решением собственников помещений в многоквартирном доме) действующим нормативом потребления, установленным органами региональной власти.

Расчет платы за горячее водоснабжение

Согласно действующему законодательству, размер платы за горячее водоснабжение определяется по установленным правилам. Последние утверждены соответствующим постановлением правительства.

Размер платы представляет собой сумму двух составляющих. Во-первых, это произведение объема потребленной горячей воды и тарифа на холодную воду. Во-вторых, произведение количества коммунальных ресурсов, использованных для подогрева воды в рамках предоставления услуг горячего водоснабжения, и тарифа на профильные коммунальные ресурсы. Следует отметить, что расчет по данной формуле актуален для субъектов (многоквартирных домов или жилых комплексов), самостоятельно обеспечивающих себя горячей водой.

В целях предотвращения мошенничества со стороны потребителей (несанкционированного подключения к общедомовой системе горячего водоснабжения дополнительных приборов, снижения платы за коммунальную услугу) действует правило распределения тепловой энергии на подогрев кубометра воды между потребителями с учетом фактического объема потребления горячей воды. Оно исключает несправедливую нагрузку на граждан в части оплаты коммунальных услуг, что соответствует актуальным требованиям Жилищного кодекса.

Количество тепловой энергии для подогрева воды определяется исключительно по установленным нормативам расхода. Тип системы теплоснабжения в доме, наличие/отсутствие общедомового прибора учета при этом значения не имеют.

Что грозит неплательщикам?

Согласно нормам действующего законодательства, потребители обязаны оплачивать фактически использованные ими коммунальные услуги. Несвоевременная оплата или отсутствие таковой могут повлечь за собой применение штрафных санкций в виде начисления пеней. Данная норма регламентирована ЖК РФ (ст. 155). Пеня рассчитывается по ставке рефинансирования Центробанка и является фактически законной неустойкой.

Начисление пеней осуществляется до дня погашения задолженности.