Изменения в порядке признания банкротом частных лиц

Когда ждать налог на элитную недвижимость?
Включения расходов на отделку квартиры в налоговый вычет
Когда ждать налог на элитную недвижимость?
Включения расходов на отделку квартиры в налоговый вычет

О банкротстве граждан

16 апреля текущего года Пленумом Верховного суда РФ было принято постановление о внесении на рассмотрение в Думу федерального закона, который предусматривает внесение серьезных изменений в Гражданский процессуальный кодекс.

В данном постановлении значится, что законопроект должен быть внесен в нижнюю палату парламента и быть представленным Председателем Верховного суда. В пояснительной записке говорится, что в связи с принятием закона №105976-6, который вносит изменения в закон о банкротстве, необходимо пересмотреть и прописать процедуры по признанию физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, банкротом. Также, по мнению Президиума, следует передать ведение подобных дел судам общей юрисдикции.

Президиум предлагает внести ряд изменений в Гражданский процессуальный кодекс, а также дополнить ряд его статей, что позволит избежать двусмысленности трактования некоторых положений и не создаст нежелательных прецедентов.

Необходимость рассмотрения дел по признанию физических лиц банкротами в судах общей юрисдикции, а не в арбитражных обуславливается наличием ряда как объективных причин, так и субъективных.

В первую очередь, гражданин, считающийся должником и не имеющий статус индивидуального предпринимателя, участвует в имущественных отношениях для того, чтобы потреблять товары и услуги, а, следовательно, не является субъектом экономической деятельности.

Так как договоры, которые заключает гражданин, не носят экономического характера, то в случае неисполнения взятых на себя обязательств взыскание должно производиться с целью принуждения гражданина к исполнению условий договора перед конкретным заемщиком и на возвращение права считаться полноправным участником гражданско-правовых взаимоотношений, а не на стимулирование экономического развития и финансового оздоровления.

Если обратиться к мировому опыту, то такие дела во многих развитых странах решаются судами общей юрисдикции или же специально созданными судами, которые отвечают за ведение подобных дел и подконтрольны судам общей юрисдикции.

Также в пояснительной записке отмечается, что гражданин, в отношении которого производится процедура признания банкротом, является субъектом еще ряда взаимоотношений, таких как семейные, трудовые и т.д. Это обязательно необходимо учитывать при вынесении решения.

В том случае, если подобные дела будут отнесены к судопроизводству общей юрисдикции, не будет осуществляться нарушение прав граждан в отношении доступа к правосудию, так как в обратном случае, беря во внимание принцип построения системы арбитражных судов, судебные заседания будут проводиться на значительном расстоянии от места жительства граждан.

Позитивным моментом внесения публикуемых поправок является еще и то, что нагрузка на федеральный бюджет в связи с вводимыми изменениями не увеличится. Более того, именно суд общей юрисдикции может в полной мере обеспечить защиту гражданину-должнику, так как судом накоплен достаточный для этого опыт.

При принятии поправок и изменений процедура признания гражданина банкротом будет проходить по следующей схеме. В первую очередь будет определяться, к какому суду территориально относится должник. Право подать заявление в суд получат как должник, так и кредитор, и уполномоченные органы. К подаваемому заявлению предъявляются особые требования, а также необходимо прилагать соответствующий пакет документов. При рассмотрении дела о банкротстве возможно заключение мирного договора, включая мировое соглашении по факту проведения процедуры медиации. Порядок обжалования также предлагается изменить.