В деловой документации (договорах, контрактах, бланках) организации указывают, как правило, фактический и юридический адрес. Часто таковые не совпадают. Фактический адрес указывает на действительное расположение подразделения, осуществляющего тот или иной вид деятельности, второй – на регистрационное. Юридический адрес заносится в ЕРГЮЛ, указывается в учредительных документах. Очень часто ориентирующиеся исключительно на данные госреестра контрагенты, а также налоговые, судебные представители не могут найти необходимую организацию. Корреспонденция, направленная по указанному в ЕРГЮЛ юридическому адресу, не доходит до адресата, возвращается отправителю.

Данная ситуацию на руку многим недобросовестным налогоплательщикам. Она позволяет без проблем учреждать компании-однодневки и также легко прекращать их деятельность без ликвидации юрлица в порядке, установленном законом. Результатом подобной деятельности предприимчивых «бизнесменов» является рост числа отсутствующих должников в процедурах банкротства.

Сегодня в России принимаются меры, направленные на противодействие незаконным финансовым операциям. Работать на решение проблемы будут, в том числе, и недавно принятые Федеральным законом № 134-ФЗ поправки к отдельным законодательным актам (НК РФ, ГК РФ, Закону о госрегистрации. В июле этого года (30.07.2013) Пленумом ВАС было вынесено Постановление № 61, касающееся вопросов практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адресов юридических лиц. Этот документ дает соответствующие разъяснения арбитражному суду.

Итак, организациям, чей юридический и фактический адрес не совпадает, следует помнить некоторые вещи.

Консультация по телефону
+7 (495) 649-41-40

Пленум ВАС – арбитражным судам

Последствия недостоверности юридического адреса компанииВ июле 2013 Пленумом ВАС была обобщена практика применения законов, иных нормативных актов арбитражными судами. Исполнителям даны разъяснения относительно судебной практики. Таковые приняты в виде постановлений и являются обязательными для арбитражных судов. То есть, хоть фактически постановления не считаются нормами права и непосредственному применению не подлежат, при рассмотрении дел в арбитраже их обязаны будут учитывать. Кроме того, теперь решения судов в мотивировочной части могут содержать ссылки на принятые Пленумом ВАС постановления (ст. 170 АПК РФ, пункт 4).

Разъяснения по Постановлению 61 о достоверности адреса юрлица

В ст. 5 (п.1, пп. «в») Закона о госрегистрации определены цели отражения в ЕРГЮЛ адреса юридического лица. Таковой используется для связи с исполнительным органом юрлица (в случае отсутствия такового – иным органом, лицом, имеющим право действовать от имени юрлица без доверенности).

В новой редакции ст. 51 (п.2) ГК РФ данные госрегитсрации включаются в ЕРГЮЛ и являются открытыми для всеобщего ознакомления.

Лица, добросовестно полагающиеся на данные реестра, вправе считать таковые соответствующими действительным обстоятельствам. Юрлица не вправе в отношениях с лицами, положившимися на данные из ЕРГЮЛ ссылаться на не включенные в реестр данные, недостоверную информацию, содержащуюся в нем. Исключение составляют случаи, когда соответствующие данные были включены в реестр помимо воли юрлица (в результате неправомерных действий заинтересованных лиц).

В Постановлении №61 (п.1) отмечено, что риск последствий неполучения значимых юридически сообщений, поступивших по указанному в ЕГРЮЛ его адресу, риск отсутствия по адресу своего представителя несет непосредственно юридическое лицо. Пример: в обязанности юрлица вменено возмещение убытков, причиненных участникам гражданского оборота в результате несвоевременного представления или непредставления, представления недостоверных данных о компании в ЕГРЮЛ (ГК РФ ст. 51 п. 2).

Пленумом (с ссылкой на нормы гражданского законодательства) также были разъяснены полномочия регистрирующих органов при наличии информации о невозможности связи с юрлицом по отраженному в ЕГРЮЛ адресу, (когда представители компании по соответствующему адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометками «за истечением срока хранения», «организация выбыла» и т. п.). Согласно Постановлению №61 (п. 6), в этом случае после направления юрлицу уведомления о необходимости представить достоверные сведения об адресе и при непредставлении таковых в разумный срок, регистрирующий орган вправе обратиться в арбитраж с требованием ликвидации соответствующего юрлица.

Важно знать: в п.10 Постановления указано, что при рассмотрении дел, арбитражным судам необходимо учитывать, что месторасположение юрлица, отраженное в ставных документах, определяется указанием наименования муниципального образования (населенного пункта). Соответственно, изменение сведений в реестре об адресе юрлица в рамках его местонахождения не требует внесения изменения в уставные документы, если таковое не предусмотрено в последних.

Отказ в госрегистрации

На основании Закона о госрегистрации (ст. 23, п. 1, пп. «р») регистрирующий орган вправе отказать организации в государственной регистрации, если имеется подтвержденная информация о недостоверности сведений об адресе юрлица, представленных в учредительных документах.

Постановление №61 (п. 2) подробно разъясняет нюансы рассмотрения споров относительно отказа в госрегистрации. Согласно ему, арбитражными судами должно приниматься во внимание то, что о недостоверности адресных сведений может свидетельствовать следующее:

  • адрес, представленный для госрегистрации не уникален, то есть, обозначен как адрес иных юридических лиц, при этом в отношении всех (значительной части таковых) имеются сведения о невозможности установления связи (представители юридических лиц по данному адресу не расположены, корреспонденция возвращается с пометками «за истечением срока хранения», «организация выбыла» и т. п.);
  • адрес не существует в действительности либо находившийся по нему ранее объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым, присвоен объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может использоваться для связи с юридическим лицом такого типа (касается адресов, по которым зарегистрированы органы государственной власти, военные объекты и т. п.).

Также свидетельствовать в пользу недостоверности адресных сведений свидетельствовать может имеющееся у представителей регистрирующего органа заявление собственника объекта недвижимости о том, что регистрировать юрлица по данному адресу он запрещает.

Сведения об адресе регистрируемого юрлица могут быть признаны недостоверными при наличии любого из вышеперечисленных условий. При этом заявитель вправе представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие возможность осуществления связи с юрлицом по указанному адресу. В этом случае отказ в регистрации аннулируется.

Также следует обратить внимание на то, что в Постановлении №61 указано: регистрирующие органы не вправе возлагать на обратившихся с соответствующими заявлениями о госрегистрации лиц, бремя подтверждения достоверности сведений об адресе, в том числе требовать представления дополнительных документов кроме предусмотренных законодательством.

С учетом вышеизложенного, адрес юрлица определяется местом нахождения исполнительного органа этого лица, в случае отсутствия последнего – иного органа (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица). Юридический адрес может отличаться от такового, по которому непосредственно осуществляется деятельность организации, включая хозяйственную (производство, торговля и т. п.). Отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение (здание), адрес которого указывается для целей связи с юрлицом, непригодны для осуществления деятельности, указанной в документах либо таковой в целом, регистрационный орган не имеет права (п.4 Постановления).

Важно знать: Регистрация в жилом объекте допустима исключительно в случае, если собственник такового дал на это согласие. Такая практика применяется в случае, если юридическим адресом организации выступает адрес проживания его учредителя (уполномоченного лица).

Права собственников недвижимости, где зарегистрированы юридические лица

Практика показывает, что юридический адрес с фактическим не совпадает у огромного количества организаций. Часто при этом к объекту недвижимости, в котором зарегистрирована организация, она сама и ее учредители отношения не имеют. Корреспонденция же, получателем которой является юрлицо, продолжает приходить по юридическому адресу.

Согласно разъяснениям Пленума в Постановлении №61 (п. 5), законный владелец недвижимости (собственник) имеет право обратиться в арбитраж с иском к юрлицу о прекращении использования объекта недвижимости для осуществления связи с организацией, по адресу не расположенной. В случае удовлетворения иска судом, в решении в резолютивной части обязательно указание юрлицу принять меры для внесения изменений в госреестр в адресной части.

Увы, непринятие таковых мер организацией не является основанием для обращения собственника недвижимости в регистрирующий орган с требованием о внесении изменений в госреестр.

Однако регистрирующий орган при предоставлении решения суда обязан внести в ЕРГЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом адресе соответствующего юрлица. При этом в обязательном порядке указываются реквизиты судебного решения.

Важно знать: Иск в арбитраж собственника недвижимости о признании недействительными госрегистрации юрлица удовлетворению не подлежит. При этом в Постановлении №61 (п.5 , абз.2) дана оговорка: исключением являются случаи, когда регистрирующий орган располагал на момент регистрации организации ответчика заявлением собственника (владельца недвижимости), о запрете регистрировать юридические лица по соответствующему адресу.

Изменения в Налоговом Кодексе РФ (часть I)

В части I НК РФ статья 31 дополнена пунктом 5. В нем говорится о том, что налоговые документы соответствующими органами для реализации их полномочий в регулируемых законодательством о налогах, сборах отношениях будут направляться налогоплательщику (организации, филиалу, представительству) по адресу, содержащемуся в госреестре.

Для оценки важности нововведения стоит вспомнить ситуацию, складывающуюся ранее (до вступления в силу указанной выше поправки к НК РФ). Итак, ранее требование (документ) об уплате сбора, налога мог быть передан на законных основаниях представителю (руководителю) организации под расписку (лично), отправлен обычной либо электронной почтой, а также передан по телекоммуникационному каналу связи. В случае с почтовым заказным письмом, полученным таковое считалось по истечении шестидневного срока от даты отправки. При этом возникали вопросы: на какой адрес (юридический, фактический) отправлять письмо, если конкретные указания отсутствуют. Официальных разъяснений не было.

А арбитражные судья на этот счет разделились во мнениях. В ряде постановлений имеется информация о необходимости отправки корреспонденции по юридическому адресу плательщика налога. В других арбитражных документах направлять письма предписывалось на фактический адрес организации (если инспекции таковой известен). То есть, если с юридического адреса письма возвращаются с пометкой о неполучении и налоговая инспекция не направляет повторных по известному ей фактическому адресу налогоплательщика, а после подает в суд требование о взыскании долга по сборам с учетом штрафных санкций, ее действия могли быть признаны неправомерными. Налогоплательщик уведомлений не получал, все способы донесения официальной информации налоговым органом использованы не были. Соответственно, процедура принудительного взыскания налога нарушена.

Теперь оспорить действия налоговых органов в случаях, аналогичных вышеуказанным, налогоплательщики не смогут. С 30.07.2013 корреспонденция по закону отправляется только на адрес, указанный в ЕРГЮЛ. За неполучение информации ответственность несет юридическое лицо. На это следует обратить особое внимание организациям, у которых не совпадают фактический и юридический адрес, а также тем, кто только планирует регистрацию подобного юрлица.