Некоторые юридически неграмотные граждане считают, что прекращение уставной деятельности подразумевает под собой автоматическую ликвидацию предприятия. Но это не так, и в результате юридические лица попадают в неприятности с налоговыми органами, что влечет наложение штрафных санкций, административную ответственность, а нередко и уголовное преследование. Нельзя относиться к процессу ликвидации любой организации так несерьезно, поскольку это довольно сложный процесс, который требует тщательной подготовки.
Обычно к ликвидации предприятия приводит ряд объективных причин, которые нужно тщательно оценить, чтобы правильно сформулировать решение о ликвидации. Выделяют две основные группы – добровольная ликвидация и принудительная. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда, и основанием для этого становится нарушение законодательства, финансовые проблемы и серьезные задолженности. А вот добровольная ликвидация принимается на основании Гражданского кодекса, который заранее обозначил основания для ее осуществления.
Основанием для добровольной ликвидации является:
- нерентабельность и убыточность предприятия, его неоправданная финансово-хозяйственная деятельность;
- истечение срока, на который была создана организация;
- цели, ради которых было создано предприятие, уже достигнуты;
- собственники предприятия потеряли интерес к ее деятельности, но продать бизнес не представляется возможным;
- чистые активы в АО и ООО.
Решение о ликвидации предприятия принимается на общем собрании, если это касается некоммерческих ассоциаций, союзов и партнерств, на собрании акционеров – если предстоит ликвидация акционерного общества, и на общем собрании участников в большинстве обществ с ограниченной ответственностью. На общее собрание выносится вопрос о ликвидации предприятия с обязательным указанием на причины такого решения. В ходе собрания назначается ликвидационная комиссия и избирается ее председатель. В обязательном порядке обсуждаются вопросы сроков ликвидации с уведомлением кредиторов о принятом решении, а также определяется порядок ее проведения.
Как только назначается ликвидатор, все полномочия юридического лица переходят к нему. Законодательство не определяет, кто именно должен назначаться на роль ликвидатора, поэтому каждая организация принимает это решение самостоятельно. Желательно, чтобы в комиссии оказались незаинтересованные лица, чтобы не нарушать права третьих лиц. В некоторых случаях для ликвидации муниципальных государственных учреждений может потребоваться разрешение антимонопольного органа.
С момента принятия решения о ликвидации в течение трех дней о факте его начала уведомляется налоговый орган. Для этого предоставляется уведомление о ликвидации, оформленное по форме Р15001 и заверенное нотариально, уведомление о создании ликвидационной комиссии, оформленное в соответствии с формой Р15002, также заверенное у нотариуса, и протокол общего собрания, на котором было принято решение о ликвидации и формировании ликвидатора.
Остались вопросы? Пишите или звоните.
Ошибка: Контактная форма не найдена.